Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 110 УИК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодателем определены лишь основные направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание. Следовательно, администрация исправительных учреждений вправе определять и иные направления воспитания, не противоречащие законодательству и правилам внутреннего распорядка.

Нравственное воспитание направлено на формирование моральных качеств и развитие духовного уровня личности осужденного (честность, порядочность, чувство долга и собственного достоинства). Формы нравственного воспитания многообразны и в основном основываются на использовании богатства исторической и современной культуры. Немаловажную роль в этом играет самовоспитание осужденного. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы подвигнуть осужденного к процессу работы над собой.

Правовое воспитание имеет своей целью пропаганду юридических знаний, разъяснение положений законодательства, а в конечном счете - формирование правопослушной личности, уважающей требования закона, нормы и правила человеческого общежития. Формами правового воспитания выступают занятия по основам правовых знаний, лекции и беседы на правовые темы, юридические консультации, вечера вопросов и ответов и др.

Трудовое воспитание в условиях изоляции преступника является одним из действенных направлений воспитательной работы. Посредством трудового воспитания у осужденных формируются необходимые навыки для участия после освобождения в общественно полезной деятельности. Основными формами трудового воспитания в исправительных учреждениях выступают трудовое соревнование, производственные собрания, профессиональные конкурсы, слеты передовиков производства и т.д.

Физическое воспитание направлено на укрепление физического и психического здоровья осужденных. В его содержание входят ежедневная физическая зарядка, различные спортивные секции, спортивные игры и соревнования по отдельным видам спорта (настольный теннис, волейбол, баскетбол, гиревой спорт). В исправительных учреждениях оборудуются необходимые спортивные сооружения.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

В рамках массовых мероприятий в масштабе отряда осужденных или всей колонии организуются просмотры кинофильмов, смотры внешнего вида, лекции, беседы, доклады, собрания, вечера вопросов и ответов, радиолектории, викторины, концерты художественной самодеятельности, осуществляется издание стенных газет. Воспитательная работа с группами осужденных (бригада, звено, класс, учебная группа профтехучилища, секции самодеятельных организаций) осуществляется преимущественно в тех же формах.

Индивидуальная работа строится на изучении личностных качеств осужденного, а методы ее проведения определяются в зависимости от образовательного уровня, особенностей интеллектуального развития, возраста, семейного положения, характера взаимоотношений в среде осужденных, в том числе статутного положения осужденного в субкультурной иерархии. Источниками получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и их родственниками. Особое внимание уделяется так называемым трудновоспитуемым осужденным путем закрепления за ними воспитателей-наставников из числа сотрудников колонии, учителей, психологов, мастеров производственного обучения, представителей общественности.

Если в обычных жилых помещениях колоний имеется полная возможность реализации направлений, форм и методов воспитания, то в тюрьмах, а также в помещениях камерного типа и штрафных изоляторов исправительных колоний, исходя из условий содержания в этих помещениях, воспитательная работа ограничивается, как правило, радиолекториями и проведением индивидуальных бесед.

3. Необходимым условием проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является наличие материально-технического обеспечения. В ч. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, наделяющая Правительство РФ правом утверждать нормы материально-технической базы исправительных учреждений для организации воспитательной работы с осужденными. Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 974 в исправительной и воспитательной колонии предусмотрено оборудование зрительного зала для массовой воспитательной работы, классов образовательного обучения, комнат воспитательной работы, радиоузла, читального зала библиотеки, книгохранилища, летней площадки для просмотра кинофильмов.

Другой комментарий к статье 110 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. В ранее действовавшем законодательстве (ст. 44 ИТК) в качестве форм воспитательного воздействия на осужденных выступали: трудовые соревнования; разъяснение законодательства; агитационная и пропагандистская работа; культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа; индивидуальная работа. В комментируемой статье речь идет по существу о направлениях воспитательной работы: нравственном, правовом, трудовом и физическом воспитании. Каждое из этих направлений имеет свое специфическое содержание.

Наиболее значимым является нравственное воспитание осужденных, оно имеет свои давние исторические корни и традиции. Нравственное воспитание осужденного в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции. Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. В обществе наряду с правовыми нормами действуют и нравственные, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных представлениях и т.д. Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту и труде, различных видах общественной деятельности. Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др., его нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний <1>.

--------------------------------
<1> См.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Стуровой. Рязань, 1993; Зубков А.И. Основные пути и средства нравственного и эстетического воспитания несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях. М., 1982.

Правовое воспитание призвано формировать правопослушную личность на основе усвоения требований закона и норм человеческого общежития. Оно предполагает формирование у осужденных правосознания - необходимости неукоснительно следовать требованиям и предписаниям правовых норм. В этом деле широко и повсеместно используются такие формы, как лекции и беседы на правовые темы, юридические консультации, проведение открытых судебных заседаний по рассмотрению различного рода дел непосредственно в ИУ, приемы осужденных по личным вопросам и т.п.

Трудовое воспитание - одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование <1>.

--------------------------------
<1> См.: Зубков А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских ИТУ и его правовое регулирование. Томск, 1970; Он же. Социально-правовые и организационные проблемы труда осужденных к лишению свободы. Рязань, 1980.

Физическое воспитание направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных. Основными его формами являются ежедневная физическая зарядка, различные спортивные кружки и соревнования. Для его осуществления в ИУ развернута разнообразная сеть спортивных сооружений.

2. Проблема применения тех или иных методов воздействия на осужденных на практике и в науке всегда была достаточно дискуссионной. В 70-х гг. XX в. шел острый спор по вопросу приоритета коллективных и индивидуальных методов воздействия: одни признавали приоритет лишь коллективных методов воздействия, другие - индивидуальных. Истина оказалась, как всегда, посередине: важны оба метода, и в зависимости от педагогической ситуации на первое место может выходить тот или иной метод. В этом отношении был интересен проводившийся эксперимент по отработке в ИУ строго регламентированного внутреннего распорядка, сочетавшего в себе оба вышеуказанных метода <1>.

--------------------------------
<1> См.: Зубков А.И., Дорофеев Н.К. Строго регламентированный внутренний распорядок ИТУ и его реализация. Томск, 1972.

Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально полезных связей и др. Основным источником получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестования осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

Законодатель ведет речь о групповых и массовых формах воспитательной работы с осужденными, не указывая на их содержание. По всей вероятности, эти отличия весьма условны, ибо одна и та же форма может быть названа и групповой, и массовой формой работы, независимо от численности охваченных ею осужденных. Теория и практика за многие годы функционирования ИУ выработали, апробировали и закрепили следующие формы групповой и массовой воспитательной работы: собрания осужденных; лекции, доклады, беседы; диспуты, тематические и литературные вечера; вечера вопросов и ответов по различной тематике; викторины, киновикторины, радиолектории; многотиражные и стенные газеты и др.

3. Необходимым условием проведения и повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является кадровое и методическое ее обеспечение, наличие материально-технической базы, способной хотя бы в минимальной мере создать условия занятости осужденных полезными делами в свободное от работы и иных занятий время, удовлетворить их запросы в интеллектуальной сфере. В области организации воспитательной работы непосредственно заняты около 8 тыс. начальников отрядов, немногим более 700 заместителей начальников ИК по воспитательной работе и свыше 500 старших инструкторов. Учебные заведения ФСИН наряду с традиционными специалистами готовят еще и социальных работников. Кроме того, в штате каждого ИУ имеется психолог или психологическая служба. Состояние материальной базы воспитательной работы в современных условиях характеризуют следующие показатели: почти во всех учреждениях УИС функционируют клубы для осужденных, многие из которых по уровню организации и технической оснащенности не только не отличаются, но иногда даже превосходят работу территориальных гражданских клубов. В учреждениях УИС организована работа 1272 библиотек, книжный фонд которых насчитывает более 3 млн. экземпляров различного рода изданий. Для осужденных издается 48 многотиражных газет общим тиражом более 112 тыс. экземпляров. Почти 65% отрядов ИК и ВК располагают комнатами отдыха и проведения воспитательной работы с осужденными.

Организация воспитательной работы в отряде осужденных ИУ детально регламентирована Положением об отряде осужденных ИУ, утвержденным Приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. N 259.

Комментарии и консультации юристов по ст 110 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 110 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.