Статья 141. Организация учебно-воспитательного процесса

1. В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, профессиональное обучение и получение среднего профессионального образования, повышение образовательного и культурного уровня. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

2. Общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и профессиональное обучение осужденных осуществляются в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

3. Несовершеннолетним осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях. (Часть дополнительно включена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2006 года Федеральным законом от 3 апреля 2006 года N 46-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

Комментарий к статье 141 УИК РФ

1. Воспитательная работа представляет собой комплекс мер, способствующих преодолению осужденными личностных деформаций, интеллектуальному, духовному, физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Позитивное воздействие на осужденных осуществляется путем включения их в различные сферы жизнедеятельности - трудовую, общеобразовательную, общественную, неразрывно связанные и взаимодополняющие друг друга.

И работа, и учеба, и участие в самодеятельных организациях призваны обеспечить исправление осужденных и подготовить их к жизни на свободе. Достижение единых целей возможно только при единстве процесса оказываемого на осужденных влияния. Комментируемая статья регулирует одно из направлений работы с несовершеннолетними, а именно организацию учебно-воспитательного процесса.

Средствами достижения стоящих перед учебно-воспитательным процессом целей являются формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9 УИК РФ).

Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации <1> предписывает проводить воспитательную работу дифференцированно с учетом психофизических особенностей, свойственных подростковому возрасту, и индивидуальных особенностей подростков с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных.

--------------------------------
<1> Утверждена Приказом Минюста России от 28.02.2000 N 77.

Персональную ответственность за организацию воспитательной работы несет начальник колонии. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника колонии по воспитательной работе, инструктор по воспитательной работе, старшие воспитатели (они же начальники отрядов) и воспитатели, психологи, старший инспектор по физкультурно-спортивной работе, старший инспектор по трудовому и бытовому устройству, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, библиотекарь, руководители кружков, другие работники колонии.

Высшим методическим, постоянно действующим коллегиальным органом в колонии является учебно-воспитательный совет.

Воспитательная работа строится так, чтобы обеспечить координацию усилий работников общеобразовательной школы, режимных, оперативных и производственных отделов, частей по вовлечению всех сотрудников колонии, общественных объединений, религиозных организаций, родителей и близких родственников осужденных в решение задач по исправлению осужденных, содержащихся в воспитательных колониях.

Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа в воспитательной колонии, являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание и др. Организуется такая работа в групповых (массовых) и индивидуальных формах на основе психолого-педагогических методов.

Групповые и массовые формы воспитательной работы включают занятия, лекции, собрания, конкурсы, диспуты, вечера, смотры художественной самодеятельности, конференции, спортивно-зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковую работу, участие в деятельности самодеятельных организаций и др., охватывают различные по величине группы несовершеннолетних и направлены на обучение подростков общению и взаимопомощи, укрепление правопорядка и дисциплины в воспитательной колонии.

Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом особенностей личности каждого осужденного, с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе. Основные организационные формы воспитательной работы с осужденными реализуются в отряде и отделениях.

Постоянно действующим совещательным органом в отряде, призванным оказывать помощь начальнику отряда в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, является совет воспитателей отряда, в состав которого входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета.

2. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.

Образовательная деятельность является одним из направлений воспитательной работы, и для ее осуществления в колониях организуется получение осужденными общего образования, начального профессионального образования и профессиональной подготовки на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.

Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. Обязательному обучению в школе подлежат все осужденные, не имеющие основного общего образования. В соответствии с Приказом Минюста России от 21.11.2005 N 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" <1> отвлекать осужденных от уроков запрещается, а осужденные, обучающиеся в IX и XI (XII) классах, на время подготовки и прохождения государственной (итоговой) аттестации приказом начальника воспитательной колонии освобождаются от работы. Учебный процесс не прерывается ни на время водворения осужденного в дисциплинарный изолятор, ни на время пребывания его в строгих условиях отбывания наказания.

--------------------------------
<1> БНА. 2005. N 49.

Профессиональная подготовка организуется по специальностям с учетом потребностей современной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения. Она осуществляется по планам, разрабатываемым на основе примерных учебных планов профессиональной подготовки, утверждаемых нормативными актами Минобрнауки России. Примерные учебные планы предусматривают подготовку рабочих по профессиям первой ступени квалификации.

Перед выходом на производственное обучение и практику в обязательном порядке проверяются знания обучающихся по правилам безопасности труда. По окончании теоретических занятий проводится экзамен по специальному курсу профессионального цикла.

3. Для облегчения процесса социальной адаптации несовершеннолетних после освобождения закон разрешает им в период отбывания наказания заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (техникумах, колледжах, институтах, академиях, университетах). Администрация исправительного учреждения должна по возможности оказывать им в этом содействие.

Другой комментарий к статье 141 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. В ВК организуется единый учебно-воспитательный процесс. Подготовка к трудовой деятельности, воспитательная и учебная работа с несовершеннолетними носит комплексный, взаимодополняющий характер. Цель единого учебно-воспитательного процесса (включая и трудовую деятельность) заключается в исправлении осужденного и подготовке его к самостоятельной жизни в условиях свободы, что предполагает формирование у него нравственных качеств и стремления достигать определенных благ собственным трудом при наличии комплекса определенных знаний и умений. Для достижения этой глобальной цели решаются частные задачи: формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

В соответствии с Инструкцией об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. N 91, организация воспитательной работы с осужденными заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на них в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной правопослушной жизни в обществе.

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными проводится дифференцированно с учетом их возрастных, индивидуально-психологических особенностей и криминальной зараженности с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия. Персональную ответственность за организацию воспитательной работы несет начальник ВК. Непосредственно проводит воспитательную работу достаточно обширный штат работников ВК: заместитель начальника ВК по кафедрам и воспитательной работе, инструктор по воспитательной работе, старшие воспитатели (они же начальники отрядов) и воспитатели, психологи, старший инспектор по физкультурно-спортивной работе, старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, библиотекарь, руководители кружков. В проведении воспитательной работы с осужденными участвуют и другие работники ВК.

В ВК методическое обеспечение воспитательной работы возлагается на методические кабинеты, в которых изучается и обобщается положительный опыт данной ВК, создается необходимая информационно-методическая база для всех служб ИУ по проведению воспитательной и профилактической работы. Для рассмотрения вопросов организации деятельности ВК создается учебно-воспитательный совет ВК.

В ВК осуществляется нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению. В целях проведения среди верующих осужденных индивидуальной работы по их нравственному воспитанию ВК могут в установленном порядке посещать представители зарегистрированных религиозных конфессий.

2. Воспитательная работа с осужденными в ВК организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Воспитатель отделения обязан один раз в полгода составлять психолого-педагогическую характеристику осужденного, которая приобщается к его личному делу и учитывается при решении вопроса об изменении условий отбывания наказания.

Воспитательная работа с несовершеннолетними проводится поэтапно.

На начальном этапе осуществляется работа с вновь прибывшими осужденными в условиях карантина. Нахождение осужденного на карантине необходимо прежде всего для предварительного изучения несовершеннолетнего, исследования состояния его здоровья, определения образовательного уровня, проведения санитарно-гигиенических мероприятий.

Далее на карантине с несовершеннолетними осужденными по специальной программе проводятся занятия, целью которых является подготовка к условиям жизни в ВК, к режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией и осужденными.

По итогам пребывания осужденных несовершеннолетних на карантине комиссия, состоящая из сотрудников различных служб ВК, проводит распределение подростков по отрядам и отделениям, где реализуются основные организационные формы воспитательной работы с осужденными. В отряде обеспечивается комплексное воспитательное воздействие на осужденных и создаются необходимые условия для его эффективного претворения в жизнь. Отряд размещается, как правило, в одном помещении. Организация и проведение воспитательной работы с осужденными возлагаются на старшего воспитателя и воспитателей, за воспитанниками осуществляется круглосуточный контроль.

С лицами, которым предстоит освобождение из ВК или перевод в ИК, в каждой ВК организуются занятия, проводимые по специальной программе, которая включает правовые, организационные вопросы, а также психологическую подготовку осужденного к новым условиям жизни.

Самое активное участие в воспитательной работе с осужденными в ВК принимает педагогический коллектив общеобразовательной школы. Учителя организуют и проводят кружковую, внеклассную и внешкольную воспитательную работу, совместно с воспитателями принимают активное участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий. Для проведения внеклассной и кружковой воспитательной работы приказом начальника ВК по представлению директора школы за каждым классом закрепляется учитель.

3. Обучение несовершеннолетних осужденных осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и требованиями Приказа Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223, утвердившего Положение об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы.

Учредителем школы является ФСИН. Учредитель создает (реорганизует, ликвидирует) школу, финансирует ее за счет средств федерального бюджета, создает условия для повышения квалификации и методического обеспечения педагогических работников школы, для организации образовательного процесса, обеспечивает ремонт зданий школы, приобретает оборудование для учебных кабинетов, мебель, технические средства обучения, учебники и школьно-письменные принадлежности, назначает на должность директора школы, осуществляет контроль за деятельностью школы. Органы управления образованием субъектов РФ оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает школу ВК бланками аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании, классными журналами, текстами экзаменационных и контрольных работ, другой документацией.

Школа ВК является юридическим лицом. Она осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. При необходимости создаются специальные (коррекционные) классы для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Кроме того, школа направляет статистические отчеты об обучении осужденных в ФСИН.

Наполняемость классов в школе ВК устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах - не более 16 человек. Обязательному обучению в школе ВК подлежат все осужденные, не имеющие основного общего образования; среднее (полное) общее образование они получают по желанию.

Отвлекать осужденных от уроков запрещается.

Несовершеннолетние, обучающиеся в IX и XI (XII) классах, на время подготовки и прохождения итоговой аттестации приказом ВК освобождаются от работы. Выпускникам школы ВК, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования.

По итогам проведения государственной аттестации ежегодно получают аттестат об основном общем образовании около 15% обучавшихся подростков, а аттестат о среднем (полном) общем образовании - около 7% обучавшихся подростков.

В то же время обращает на себя внимание рост числа осужденных, обучающихся в начальных классах. Эта динамика отражает процесс снижения образовательного ценза молодежи в целом по стране.

Большинство учителей школ ВК имеют высокий уровень профессиональной подготовки и значительный стаж работы в ВК, обеспечивая достаточно высокую организацию учебно-воспитательного процесса в ВК.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе профессионального училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской ВК.

Профессиональное училище является государственным образовательным учреждением начального профессионального образования. В отличие от вечерних общеобразовательных школ, функционирующих в ВК, профессиональные училища не входят в структуру ВК. Они создаются и ликвидируются Минобрнауки России по согласованию с ФСИН по предложению соответствующих органов управления образования и УИС субъекта РФ.

Обеспечивает условия для проведения образовательного процесса в профессиональных училищах территориальный орган УИС. Органы управления профессиональным образованием Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции по согласованию с территориальными органами УИС методическое руководство и контроль исполнения государственных образовательных стандартов в профессиональных училищах.

Руководители, преподаватели и мастера производственного обучения совместно с администрацией ВК проводят работу по обеспечению полного охвата профессиональным образованием осужденных, не имеющих специальности. Они организуют образовательный процесс в соответствии с рабочими учебными планами и программами по профессиям и специальностям с учетом требований режима содержания осужденных, оказывают администрации ВК помощь в организации и проведении профессионального обучения осужденных на производстве и осужденных, самостоятельно осваивающих профессию.

Обучающиеся в профессиональном училище объединяются по профессиям в учебные группы. Численность таких групп должна составлять, как правило, не менее 25 человек на занятиях теоретического обучения. Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12 - 15 человек. Продолжительность обучения составляет от шести месяцев до полутора лет и зависит от сложности приобретаемой профессии. Профессиональное училище может осуществлять досрочный выпуск обучающихся осужденных в случае истечения срока их наказания или перевода их в другое ИУ. При этом обучающиеся аттестуются по фактически достигнутому уровню квалификации.

Мастер производственного обучения ведет дневник наблюдений, на основе которого составляет характеристику на каждого обучающегося осужденного, которая приобщается к его личному делу, принимает участие в воспитательной работе с обучающимися осужденными. Осужденный, окончивший курс обучения и успешно сдавший выпускной экзамен, получает документы установленного образца. Документы об образовании хранятся в личных делах осужденных и выдаются им под расписку при освобождении из ИУ.

Число несовершеннолетних осужденных, обученных различным специальностям в течение последних лет, является относительно стабильным, хотя и наблюдается некоторая тенденция к его снижению. В ВК функционирует более 50 профессиональных училищ и 10 филиалов. Получают специальность в профессиональных училищах около 88% осужденных, непосредственно на производстве - 12% осужденных. Вместе с тем значительная часть осужденных по разным причинам освобождается из ВК без специальности, что осложняет вопросы их ресоциализации.

Предприятия имелись не во всех ВК, так как они, как правило, были неконкурентоспособны в силу того, что подростки не имеют необходимых трудовых навыков и квалифицированной специальности. Кроме того, ВК были вынуждены выплачивать все виды налогов и платежей в федеральный и местный бюджеты. Поэтому руководители ряда территориальных органов УИС, исходя исключительно из соображений рентабельности, предпочли ликвидировать предприятия в ВК. Однако несмотря на существующие трудности, в большинстве ВК предприятия были сохранены. Ситуация с обеспечением трудом несовершеннолетних может осложниться в связи с преобразованием этих предприятий в учебно-производственные (трудовые) мастерские.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в настоящее время несовершеннолетним осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Эту возможность осужденные используют недостаточно активно: ежегодно в таких заведениях обучается всего 30 - 40 человек.

Труд несовершеннолетних осужденных полностью регулируется трудовым законодательством РФ. На ВК также распространяются положения, закрепленные в ст. 103 УИК. Подростки в возрасте 14 - 15 лет к производительному труду не привлекаются; они обучаются в профессиональном училище.

Администрация ВК в силу финансовых возможностей выплачивает единовременное денежное пособие воспитанникам, не имеющим родителей и попечителей, ранее находившимся в детских домах и школах-интернатах, а также на период трехмесячного обучения в профессиональном училище и приобретения специальности. Размеры пособия устанавливаются администрацией ВК.

Комментарии и консультации юристов по ст 141 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 141 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.