Статья 144. Удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего

Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Комментарий к статье 144 УИК РФ

Ограничение в праве на получение полного денежного довольствия означает, что из денежного довольствия военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, производятся удержания в доход государства в размере, определенном судом, но не более 20% (ч. 2 ст. 51 УК РФ). Комментируемая статья в развитие указанной нормы детализирует виды выплат, из которых должны производиться удержания в доход государства. К ним относятся: должностной оклад, оклад по воинскому званию, ежемесячные и иные надбавки и другие дополнительные денежные выплаты.

Обращает на себя внимание ряд неточностей, содержащихся в ст. 144 УИК РФ.

Во-первых, в названии и по тексту статьи используется термин "денежное содержание", которое по смыслу ст. 12 Закона о статусе военнослужащих является только частью денежного довольствия и не включает месячные и иные дополнительные выплаты. Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ ст. 51 УК РФ была приведена в соответствие с военным законодательством, ранее использовавшийся в ней термин "денежное содержание" был заменен на "денежное довольствие".

Во-вторых, в денежное довольствие военнослужащих в соответствии со ст. 12 Закона о статусе военнослужащих входит "оклад по воинской должности", а не "должностной оклад", как это определено в комментируемой статье.

В связи с изложенным представляется необходимым унифицировать использующиеся в военном, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве термины, внеся соответствующие изменения в комментируемую статью.

Перечень дополнительных выплат, составляющих содержание денежного довольствия военнослужащего, указан в ст. 13 Закона о статусе военнослужащих. К ним, в частности, относятся: единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы; премия за образцовое выполнение воинского долга; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания.

Помимо выплат, предусмотренных указанным Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Следует отметить, что удержание не производится из иных денежных выплат осужденному военнослужащему. В частности, оно не должно распространяться на: денежную компенсацию взамен положенного продовольственного пайка (питания); денежную компенсацию вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования; денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений; денежную компенсацию вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и другие выплаты, не входящие в денежное довольствие военнослужащих.

Кроме того, денежные удержания в связи с осуждением к ограничению по военной службе не должны производиться с доходов, получаемых военнослужащим не в связи с военной службой. Например, в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим не запрещено заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вознаграждение, полученное за этот труд, не входит в денежное довольствие, и, соответственно, с него не могут производиться удержания в связи с отбыванием ограничения по военной службе.

Размер удержаний в доход государства из денежного довольствия военнослужащего не должен превышать 20%. Законодатель не устанавливает минимальный размер удержаний, оставляя решение данного вопроса на усмотрение суда.

Вопрос о размере удержаний, составляющих содержание ограничения по военной службе, должен решаться с учетом того, что из денежного довольствия военнослужащего на момент вынесения решения уже могут производиться другие денежные удержания:

а) военнослужащие являются плательщиками налога на доходы физических лиц по единой ставке в размере 13% от суммы месячного денежного довольствия;

б) в соответствии с Перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (в ред. от 06.02.2004) <1>), удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, в том числе: с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743; 1998. N 21. Ст. 2240; 2003. N 33. Ст. 3269; 2004. N 8. Ст. 663.

в) в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (в ред. от 04.12.2006) <1> ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20% месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абз. 4 ст. 5 указанного Федерального закона, - в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3682; 2006. N 50. Ст. 5281.

г) взыскание может производиться по другим исполнительным документам, например исполнительным листам на взыскание с военнослужащего основного долга и процентов вследствие несвоевременного погашения полученного в банке кредита.

Очевидно, что размер обязательств военнослужащего при наличии нескольких оснований для удержаний из его денежного довольствия может составлять существенную часть, а в некоторых случаях и превышать размер самого денежного довольствия. Для того чтобы не лишать военнослужащего и его семью средств к существованию в подобных случаях введены ограничения на совокупный размер удержаний из денежного довольствия военнослужащего.

Согласно ст. 66 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% заработка. Указанные ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%.

Военнослужащие в данном случае находятся в более привилегированном положении, так как в соответствии с правилом, содержащимся в п. 2 ст. 12 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством РФ, то общий размер всех денежных удержаний (даже в случае уплаты ими алиментов на несовершеннолетних детей) не может превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.

Здесь может возникнуть вопрос: обязан ли суд при назначении ограничения по военной службе определять удержания в доход государства, если военнослужащий уплачивает алименты на трех несовершеннолетних детей в размере 50% от денежного довольствия? Действующее законодательство в данном случае не содержит запрета на принятие судом решения о применении удержаний. Однако при исполнении указанного решения уполномоченные органы должны будут руководствоваться правилом очередности удовлетворения требований взыскателей, которое содержится в ст. 78 Закона об исполнительном производстве, с учетом того, что удержание из денежного довольствия, как последствие применения ограничения по военной службе, относится к третьей очереди, являясь требованием по платежам в федеральный бюджет.

Другой комментарий к статье 144 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК РФ из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Однако из текста уголовно-правовой нормы не ясно, что следует считать денежным довольствием военнослужащего.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 6 марта 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат (единовременных по итогам календарного года, при убытии в отпуск, в связи с переездом к новому месту военной службы, за выслугу лет, за особые условия военной службы и др.).

Осуждение к ограничению по военной службе не препятствует получению военнослужащим в предусмотренных законодательством случаях других дополнительных выплат и надбавок, из которых также должны производиться соответствующие удержания.

Удержания не производятся из пособий на детей, а также из компенсационных выплат, связанных с вещевым, продовольственным, транспортным, страховым и иным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Из текста комментируемой статьи следует, что предусмотренные приговором суда удержания должны производиться со всей суммы месячного денежного содержания осужденного военнослужащего, вне зависимости от других удержаний (сумм, взыскиваемых в качестве алиментов, в погашение гражданских исков и т.п.).

2. Нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства упоминают об удержаниях только из денежного довольствия (содержания) военнослужащего. Поэтому удержания не могут производиться из вознаграждений, полученных военнослужащим за работу по совместительству. Такой работой исходя из п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является научная, педагогическая и иная творческая деятельность, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

Комментарии и консультации юристов по ст 144 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 144 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.