Статья 145. Перемещение осужденного военнослужащего по службе

1. В порядке исполнения наказания в течение определенного приговором суда срока военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, не может быть повышен в должности.

2. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

Комментарий к статье 145 УИК РФ

1. По вопросу запрета на повышение в должности военнослужащего, осужденного к ограничению по военной службе, см. комментарий к ст. 143 УИК РФ.

2. В ч. 2 комментируемой статьи карательная суть наказания в виде ограничения по военной службе усилена за счет предоставления командиру воинской части права перемещать осужденного на другую должность в пределах воинской части, а при необходимости переводить военнослужащего в другую часть или иную местность. Включение в УИК РФ и в подп. "к" п. 1 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы данного правоограничения вряд ли можно признать правомерным по следующим причинам.

Во-первых, это последствие не закреплено в уголовном законе.

Во-вторых, подобное правоограничение составляет содержание другого самостоятельного вида наказания - лишения права занимать определенные должности, которое по смыслу ч. 3 ст. 47 УК РФ может назначаться в качестве дополнительного вида наказания, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности.

В-третьих, командир воинской части, который повторно оценивает "характер совершенного преступления и иные обстоятельства" и в соответствии со своей оценкой содеянного лишает военнослужащего права занимать командные должности, по сути, назначает ему дополнительное наказание, подменяя тем самым суд. Причем лишение права занимать определенные должности как вид уголовного наказания назначается на определенный срок (от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания), а срок перевода на должности, не связанные с руководством подчиненными, в порядке ч. 2 комментируемой статьи законодательно не определен, что делает данную меру даже более строгой, чем уголовное наказание.

В-четвертых, редакция ч. 2 данной статьи исключает возможность перемещения военнослужащего не только на равную, но и на низшую должность, так как низшая должность также является "другой" по отношению к занимаемой военнослужащим должности, что существенным образом может повлиять на правовой статус осужденного военнослужащего.

В-пятых, в соответствии с п. 28 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе. При этом, несмотря на то что лишение свободы является гораздо более строгим наказанием, чем ограничение по военной службе, действующее законодательство не предусматривает возможности перевода условно осужденных военнослужащих на другую должность в связи с их осуждением. Налицо отсутствие единого подхода к регулированию уголовно-исполнительных и военно-служебных отношений.

В-шестых, согласно п. 6 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При перемещении военнослужащего, занимавшего должность, связанную с руководством подчиненными, могут возникнуть сложности с поиском должности, которая бы соответствовала вышеуказанным требованиям.

В-седьмых, есть вопросы по кругу осужденных военнослужащих, которые могут быть перемещены на другую должность. Указанная норма называет должностное лицо, которое принимает решение о перемещении военнослужащего на другую должность, - командир воинской части. Причем во взаимосвязи с п. 12 ст. 16 УИК РФ речь идет о командирах воинских частей, в которых проходят службу осужденные военнослужащие. Приказ Минобороны России от 11.12.2004 N 410 "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" определяет, что командиры воинских частей вправе назначать на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшего лейтенанта включительно. Другие категории военнослужащих назначаются на воинские должности приказами иных соответствующих командиров (начальников), например, министра обороны РФ, командующих войсками военных округов. Из буквального толкования вышеуказанных норм получается, что перемещение на другую должность возможно только к осужденным военнослужащим, правом назначения на должность которых обладают только командиры воинских частей. Однако подобная ситуация противоречит закрепленному в ст. 4 УК РФ принципу равенства граждан перед законом, в соответствии с которым лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от должностного положения.

Другой комментарий к статье 145 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или в воинском звании. В то же время в период отбывания наказания в виде ограничения по военной службе осужденный не может быть повышен в должности и в воинском звании. Запрет на повышение в должности может порождать определенные неблагоприятные последствия для военнослужащего и после отбытия наказания, поскольку в Вооруженных Силах РФ возможность получения очередного воинского звания обычно связана с занимаемой по службе должностью. Уже сам факт осуждения военнослужащего за совершенное преступление может препятствовать занятию им определенной должности, например в случаях, когда по характеру выполняемых обязанностей лицо должно проводить воспитательную работу с подчиненными, подавать им пример в поведении и отношении к службе.

Поэтому в комментируемой статье не только установлена невозможность повышения в должности лица, отбывающего наказание в виде ограничения по военной службе, но и предусмотрена возможность его перевода на другую должность: 1) в пределах данной воинской части; 2) в другую воинскую часть или местность. Перевод может производиться на равноценную (по окладу денежного содержания) либо на нижеоплачиваемую должность.

2. Ограничение по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости: командировки, перевод на иную должность или в новое место службы в связи с сокращением штатов или иными организационно-штатными мероприятиями в условиях реорганизации Вооруженных Сил РФ. Перевод военнослужащего на другую должность производится в соответствии с нормами действующего законодательства, Положением о порядке прохождения военной службы, а также воинскими уставами. Так, при поступлении на военную службу гражданин заключает контракт о прохождении военной службы.

Если осужденный военнослужащий служит по контракту, заключенному в кадрах Вооруженных Сил РФ и других войск, перевод к новому месту службы может производиться без его согласия. Если же военнослужащим заключен контракт в кадрах конкретной воинской части или на конкретную должность в конкретной воинской части, то для перевода в другую часть или местность либо на другую должность необходимо его согласие. При отсутствии такового контракт о прохождении военной службы должен быть расторгнут, а назначенное наказание в виде ограничения по военной службе должно быть заменено судом иным видом уголовного наказания (см. комментарий к ст. 148 УИК). В связи с этим комментируемая статья предусматривает, что обо всех фактах перевода на другую должность осужденного военнослужащего командир воинской части обязан извещать суд, вынесший приговор.

3. В случае перевода военнослужащего на другую должность предусмотренные приговором суда удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего производятся с учетом нового должностного оклада, надбавок и других дополнительных денежных выплат по месту прохождения службы.

Комментарии и консультации юристов по ст 145 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 145 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.