Статья 20. Судебный контроль

1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 21 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 111-ФЗ.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.

3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ; в редакции введенной в действие с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ.

Комментарий к статье 20 УИК РФ

1 - 3. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2005) <1> судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Статья 4 названного Закона подразделяет суды на три разновидности в зависимости от характера рассматриваемых дел и особенности различных видов судопроизводства: конституционные (уставные) суды, суды общей юрисдикции, к которым относятся и мировые судьи, и арбитражные суды.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274.

На основании ст. 120 Конституции РФ суды обеспечивают судебную защиту от противозаконных актов государственных и иных органов, а также судебный контроль их правотворческой и правоприменительной деятельности.

В комментируемой статье перечислены семь оснований осуществления судебного контроля за исполнением наказаний на стадии исполнения приговора. В ч. 1 названы те из них, которые наступают в связи с изменившимся поведением лица, отбывающего наказание. Таким образом, суд имеет возможность контролировать эффективность как самого вынесенного им наказания, так и деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, по его реализации (см. комментарии к ст. ст. 78, 172, 175, 177, 178 УИК РФ). Часть 2 воспроизводит гарантируемое ст. 46 Конституции РФ право каждого на судебную защиту. Контроль по восстановлению нарушенных прав или законных интересов осужденных или проверке соответствия законодательства осуществляют как суды общей юрисдикции, в том числе и Верховный Суд РФ (см., например, решение Верховного Суда РФ от 31.05.2004 N ГКПИ04-703 <1>), так и Конституционный Суд РФ (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2002 N 16-П <2>). (См. также комментарий к ч. 4 ст. 12 УИК РФ.) В ч. 3 закреплена обязанность всех учреждений и органов, исполняющих наказания, ставить в известность суд, вынесший приговор, о начале и месте его исполнения. Согласно ч. 5 ст. 393 УПК РФ такое уведомление должно быть направлено в суд немедленно. Поскольку конкретного срока направления уведомлений ни УИК РФ, ни УПК РФ не устанавливают, следует руководствоваться тем сроком, который закреплен в ч. 4 ст. 15 УИК РФ. То есть не позднее одних суток с момента, например, прибытия осужденного в исправительное учреждение или его регистрации в уголовно-исполнительной инспекции администрация органа или учреждения, исполняющего наказания, обязана направить в суд уведомление о начале исполнения наказания и месте его исполнения.

--------------------------------
<1> См.: Справочная информационная система "КП".
<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2002 N 16-П "По делу о проверке конституционности положений статей 771, 772, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова" // СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4922.

Помимо комментируемой статьи основания осуществления контрольных функций суда за исполнением назначенных им наказаний установлены и в иных статьях УИК РФ или в иных федеральных законах. В частности, суд:

- контролирует срок назначенного им наказания, засчитывая в него время содержания под стражей либо пребывания осужденного в психиатрическом стационаре при применении принудительных мер медицинского характера, а также о продлении, изменении или прекращении их применения (ст. ст. 72, 102 - 104 УК РФ, п. п. 11, 12 ст. 397 УПК РФ);

- вправе смягчить наказание или освободить от его отбывания при издании уголовного закона, имеющего обратную силу - смягчающего наказание, устраняющего преступность деяния или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление (ст. 10 УК РФ);

- может снизить размер удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в случае ухудшения его материального положения (ст. 44 УК РФ, ч. 7 ст. 44 УИК РФ);

- решает вопрос о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 5 ст. 58 УИК РФ, п. 2 ст. 397 УПК РФ);

- может заменить неотбытую часть наказания более мягким видом наказания или освободить от отбывания наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы (ст. 148 УИК РФ);

- принимает решение об экстрадиции - передаче осужденного к лишению свободы иностранного гражданина для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является (п. 20 ст. 397 УПК РФ).

Другой комментарий к статье 20 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. В уголовно-исполнительном законодательстве РФ судебный контроль за исполнением наказаний не получил столь широкого распространения, как в ряде зарубежных стран, где суды постоянно наблюдают за поведением осужденных и в зависимости от их поведения изменяют правовой статус осужденных. УИК в отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства сделал определенный шаг вперед в расширении сферы судебного контроля за исполнением уголовных наказаний. Следует отметить, что судебный контроль является весьма действенной формой поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний, а также определения его эффективности. В перспективе сфера судебного контроля за исполнением наказаний будет расширяться, что, безусловно, найдет свое отражение в проводимой судебной реформе.

2. Судебный контроль за исполнением наказаний осуществляется судами в различных направлениях. Прежде всего он осуществляется при рассмотрении дел об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении осужденному вида ИУ. При всех видах досрочного освобождения (за исключением освобождения по болезни) суд помимо всех прочих оснований освобождения в обязательном порядке принимает во внимание поведение осужденного во время отбывания наказания и с учетом этого обстоятельства решает вопрос об освобождении. При освобождении осужденного по болезни суд прежде всего учитывает наличие такой тяжелой болезни, которая препятствует дальнейшему нахождению осужденного в ИУ (см. комментарий к ст. ст. 172, 175 УИК); поведение осужденного при этом учитывается лишь как сопутствующее обстоятельство. Изменение осужденному вида ИУ целиком определяется поведением осужденного, в зависимости от которого суд принимает решение о направлении его в более мягкий или более строгий вид ИУ.

3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ в настоящее время предусматривает и иную форму судебного контроля за исполнением наказания - рассмотрение жалоб осужденных на действия администрации ИУ. Речь, прежде всего, идет о ч. 3 ст. 104 УИК, согласно которой в случае несогласия осужденного с решением администрации ИУ об исключении из общего трудового стажа определенной части времени оплачиваемой работы во время отбывания наказания такое решение осужденный может обжаловать в суд. С нашей точки зрения, такой же порядок обжалования должен распространяться и на решения комиссий о переводе осужденных в строгие условия отбывания наказания в ИК или в условия строгого вида режима в тюрьмах (ч. 4 ст. 87 УИК).

4. В процессе отбывания наказания суд имеет право изменять содержательную часть приговора или корректировать порядок его исполнения. Например, в соответствии со ст. 31 УИК суд может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет. Суд может продлить осужденному условно испытательный срок (ч. 3 ст. 190 УИК).

5. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания осужденными, а в ряде случаев и о его исполнении.

Уведомление о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы направляется в суд, вынесший приговор, за подписью начальника (должностного лица) того учреждения или органа, где отбывает наказание осужденный. Такие же уведомления направляются в суд, вынесший приговор, об исполнении наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных и исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни. Эти уведомления необходимы судам для контролирования реального исполнения выносимых ими приговоров.

Комментарии и консультации юристов по ст 20 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 20 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.