Статья 21. Ведомственный контроль

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

Комментарий к статье 21 УИК РФ

Важным средством обеспечения законности деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, является ведомственный контроль.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, подведомственны двум министерствам. Те из них, которые входят в уголовно-исполнительную систему, а также Федеральная служба судебных приставов подведомственны Минюсту России, а исполняющие наказания в отношении осужденных военнослужащих - Минобороны России. Поэтому нормативно-правовое обеспечение контроля на ведомственном уровне и его организация также осуществляются двумя указанными министерствами.

В соответствии со ст. 5 УИК РФ, Постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 N 669 "Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части" <1>, Приказом министра обороны РФ от 29.07.1997 N 302 "О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" (в ред. от 04.09.2006) <2> и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми Минобороны России, ведомственный контроль за исполнением наказаний военнослужащих в пределах своей компетенции осуществляют вышестоящие органы военного командования: Минобороны России, Генеральный штаб, командующие войсками военных округов (командующие флотами), командиры соединений и воинских частей.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 23. ст. 2697.
<2> БНА. 1998. N 1; 2001. N 10; 2006. N 39.

Ведомственный контроль за деятельностью остальных учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в соответствии с утвержденными Президентом РФ: Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации <1>; Положением о ФСИН России; Положением о Федеральной службе судебных приставов <2>; утвержденной Минюстом России от 26.06.2007 N 132 Инструкцией об организации проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб, их территориальных органов и учреждений <3>.

--------------------------------
<1> Утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (в ред. от 07.05.2007) // СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5690; 2006. N 12. Ст. 1284; N 19. Ст. 2070; 2007. N 13. Ст. 1530; N 20. Ст. 2390.
<2> Утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (в ред. от 14.02.2006) // СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4111; 2006. N 5. Ст. 527; N 8. Ст. 895.
<3> БНА. 2007. N 29.

Целями ведомственного контроля являются: реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в части, касающейся соблюдения прав человека; защита прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей; изучение и обобщение практики деятельности ФСИН России в части соблюдения прав человека.

Непосредственно функцию контроля в рамках Минюста России реализует Департамент правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб. Для проведения контроля создается комиссия, возглавляемая председателем из числа государственных служащих Департамента. Контрольные мероприятия проводятся Департаментом во взаимодействии с ФСИН России, а территориальными органами Минюста России - во взаимодействии с управлениями ФСИН России по федеральным округам.

Формами контроля являются: изучение состояния вопроса о соблюдении прав и законных интересов человека при исполнении наказаний и содержании под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы и при организации принудительного исполнения судебных актов ФССП России посредством анализа информационных, аналитических и статистических материалов, организационно-распорядительных документов, изданных ФСИН России и ФССП России, материалов комплексных, инспекторских и контрольных проверок, актов прокурорского реагирования; изучение организации соблюдения прав человека непосредственно на местах: в центральном аппарате и территориальных органах ФСИН России и ФССП России, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы; рассмотрение состояния соблюдения прав человека при исполнении наказаний на заседаниях коллегии Минюста России, а также на заседаниях координационных советов территориальных органов Минюста России, оперативных совещаниях.

Аналогичные контрольные функции выполняют федеральные службы и их территориальные органы. Так, в соответствии с подп. 2 п. 7 Положения о ФСИН России она осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Другой комментарий к статье 21 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Учреждения и органы, исполняющие наказания, входят в настоящее время в самостоятельную структуру - ФСИН, находящуюся под эгидой Минюста России. Отдельные наказания в отношении осужденных военнослужащих исполняет Минобороны России.

Минюст осуществляет руководство судебными приставами-исполнителями, на которых возложено исполнение наказания в виде штрафа, а также учреждениями и органами УИС, исполняющими наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни и осуществляющими контроль за поведением условно осужденных.

Минобороны руководит дисциплинарными воинскими частями, командованием гарнизонов на гауптвахтах или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, командованием воинских частей, исполняющих наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих.

В комментируемой статье в общей форме предусмотрено право вышеназванных министерств, их структурных подразделений и должностных лиц осуществлять контроль за деятельностью подчиненных им учреждений и органов, исполняющих наказания. Более полно содержание и объем контрольных полномочий определены в иных федеральных законах и ведомственных нормативных правовых актах.

2. Нормы о ведомственном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей содержатся в Федеральных законах от 4 июня 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Положении о Федеральной службе судебных приставов.

3. Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов УИС в настоящее время осуществляет ФСИН. Порядок этого контроля регламентирован Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положением о ФСИН и иными нормативными правовыми актами.

Минюст России осуществляет своеобразный контроль за деятельностью ФСИН и ФССП в форме издания нормативных правовых актов, подготавливаемых этими службами.

4. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания в отношении осужденных военнослужащих, осуществляется в соответствии со ст. 5 УИК, действующим законодательством о военной службе и ведомственными нормативными правовыми актами. Согласно п. 10 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных Приказом Минобороны России от 29 июля 1997 г. N 302, такой контроль в пределах своей компетенции осуществляют вышестоящие органы военного командования, военные суды и военные прокуратуры.

5. Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, предусматривают оценку их деятельности с точки зрения соблюдения законности, прав и законных интересов осужденных, соблюдения условий и порядка отбывания наказания, обеспечения безопасности осужденных и персонала УИС, иных граждан, предупреждения преступлений. В зависимости от этой оценки поощряются те, кто добился наибольших успехов, намечаются меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, их порождающих.

Комментарии и консультации юристов по ст 21 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 21 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.