Статья 22. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Комментарий к статье 22 УИК РФ

Уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует и не может регламентировать деятельность органов прокуратуры. Поэтому комментируемая статья является отсылочной, т.е. адресующей к конкретному, точно указанному нормативному правовому акту. В данном случае - к Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2007) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5018, 5030; 2002. N 26. Ст. 2523; N 30. Ст. 3029; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 29. Ст. 2906; N 45. Ст. 4586; 2007. N 10. Ст. 1151; N 24. Ст. 2830; N 31. Ст. 4011.

Прокурорский надзор в соответствии со ст. ст. 2 и 11 указанного Закона является важной гарантией обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и осуществляется Генеральной прокуратурой РФ, прокуратурами субъектов РФ, приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами, прокуратурами городов и районов, другими территориальными, военными и иными специализированными прокуратурами.

Глава 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" четко очерчивает предмет деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест предварительного заключения под стражу: 1) законность нахождения лиц в местах принудительного содержания и применения принудительных мер медицинского характера, назначенных судом; 2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; 3) законность исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Для осуществления своих функций по надзору прокуроры обладают широкими полномочиями: с целью проведения проверок в любое время имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, и знакомиться с основаниями содержания лиц под стражей, осуждения либо применения принудительных мер медицинского характера; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права указанных лиц; проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации.

При обнаружении нарушений законности прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях, отменять признанные им незаконными дисциплинарные взыскания, наложенные на осужденных, заключенных под стражу или помещенных в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением. До рассмотрения протеста прокурора действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

Прокурор или его заместитель своим постановлением обязан немедленно освободить каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого предварительному заключению или помещенного в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Помимо полномочий, предоставляемых органам прокуратуры Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уголовно-исполнительное законодательство наделяет их дополнительными правами, связанными с надзорной деятельностью. Так, Генеральный прокурор РФ согласовывает принятие таких значимых для исполнения наказаний нормативных правовых актов Минюста России, как Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний, Правила внутреннего распорядка исправительных центров (до настоящего времени не приняты). Главный военный прокурор согласовывает принятие Минобороны России Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

Участие прокурора как контролирующего органа в процессе исполнения наказаний, регламентируемое уголовно-исполнительным законодательством, сводится к трем основным функциям: 1) предварительное санкционирование (согласование) действий администрации или иных государственных органов; 2) последующее уведомление о ранее произведенных администрацией действиях; 3) обязательное личное присутствие.

Санкция (согласие) прокурора необходима в следующих случаях: для водворения в штрафной изолятор на срок до 30 суток осужденного к ограничению свободы, злостно уклоняющегося от отбывания наказания (ст. 58 УИК РФ); для оставления либо перевода осужденного в следственный изолятор при его привлечении к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве (ст. 77.1 УИК РФ); для введения в исправительных учреждениях или дисциплинарных воинских частях режима особых условий (ст. 85 УИК РФ, ст. 10 Положения о дисциплинарной воинской части); для задержания органами внутренних дел на срок не более 30 суток осужденного, которому был предоставлен выезд из исправительного учреждения, уклонившегося от возвращения в установленный срок (ст. 97 УИК РФ); для перевода осужденного, содержащегося в тюрьме, в одиночную камеру (ст. 131 УИК РФ); для оставления в воспитательных колониях осужденных, достигших возраста 18 лет (ст. 139 УИК); в целях использования учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (ст. 5.1 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания); для установления режимных требований в пределах границ территорий, прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания).

Прокурор должен быть обязательно уведомлен: после обнаружения у осужденных военнослужащих, содержащихся в дисциплинарной воинской части, предметов и веществ, изъятых из оборота (ст. 159 УИК РФ); о ранении или смерти осужденных, заключенных и иных лиц вследствие применения администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или оружия (ст. 28 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания); о применении администрацией водометов, бронемашин или огнестрельного оружия (ст. ст. 30, 31 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания).

Обязательное личное присутствие прокурора необходимо при: составлении акта об отказе осужденного к смертной казни от обращения с ходатайством о помиловании и удостоверении такого акта (ст. 184 УИК РФ); исполнении смертной казни (ст. 186 УИК РФ).

Другой комментарий к статье 22 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 18 октября 1995 г. N 168-ФЗ) "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также судебными приставами.

2. Глава 4 (ст. ст. 32 - 34) данного Закона посвящена надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При осуществлении данного вида надзора устанавливается законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом. Прокуроры определяют соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Прокуратура осуществляет надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

3. Прокурор обладает широкими полномочиями при осуществлении надзора. Он имеет право посещать в любое время вышеуказанные органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с оперативными материалами и документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера. Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации проверяемых органов и учреждений, брать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство об административных правонарушениях. При этом следует иметь в виду, что до рассмотрения протеста действие опротестованного акта приостанавливается. При выявлении нарушений прокурор вправе отменить дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из ШИЗО, ПКТ, карцера, одиночной камеры, ДИЗО. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

4. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 25.1 Закона о прокуратуре РФ направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Существуют и другие формы прокурорского реагирования на допущенные нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов.

5. Надзор за исполнением наказаний прокуратура осуществляет и в иных направлениях: участвует в проведении амнистий, в рассмотрении дел в суде об условно-досрочном освобождении, о досрочном освобождении от отбывания наказания осужденных женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, о замене наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, об освобождении от отбывания наказания по болезни, об изменении вида ИУ и ряда других вопросов (проводят приемы осужденных, рассматривают их жалобы и др.).

Комментарии и консультации юристов по ст 22 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 22 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.