Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.(Часть в редакции введенной в действие с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ.

2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2005 года Федеральным законом от 1 февраля 2005 года N 1-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ.

Комментарий к статье 39 УИК РФ

1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ - исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы - одна из немногих альтернатив лишению свободы.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).

Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.

Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.

Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.

Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.

Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.

Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается "в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства".

Применение рассматриваемой нормы в наше время выявило серьезные трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства (как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область).

Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.

Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.

2 - 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.

На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.

На предварительном учете состоят осужденные:

- не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

- уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;

- не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.

Таким образом, на этом учете состоят осужденные, которые не отбывают наказание без уважительных причин. На контрольном учете состоят осужденные:

- не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

- не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.);

- уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения;

- выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел;

- не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ;

- в отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью;

- в отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;

- находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни;

- в отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

Условно их можно рассматривать как лица, в отношении которых решается вопрос об их трудоустройстве или привлечении к ответственности.

На учете разыскиваемых состоят осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел.

Другой комментарий к статье 39 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ и N 162-ФЗ внесены существенные изменения в редакцию ст. 39 УИК и ст. 50 УК РФ. Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются теперь лишь осужденным, не имеющим основного места работы. Это нововведение существенно сократит удельный вес применения исправительных работ. Так, если до 1992 г. к ним осуждалось примерно 18 - 21% общего числа осуждаемых ежегодно, то в последующие годы негативные процессы в экономике страны, безработица привели к значительным изменениям правоприменительной практики. Число осужденных к исправительным работам резко снизилось и составляет в настоящее время всего лишь 7,3% (в 2003 г. - 8,2%, 2004 г. - 7,4%, 2005 г. - 7,6%) общего числа осужденных; в 2006 - 2007 гг. динамика интенсивности применения этого вида наказания осталась прежней.

2. Порядок исполнения исправительных работ определен гл. 7 УИК, а также ведомственными нормативными правовыми актами, нуждающимися в коренной переработке (особенно в части регламентации деятельности УИИ). Причем требуется переработка нормативной базы не только Минюста России, но и МВД России, так как законодатель возлагает определенные обязанности по проведению с осужденными к исправительным работам воспитательной работы и на сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время порядок исполнения наказания в виде исправительных работ урегулирован в Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. N 38 (гл. IV).

Как уже было сказано, исправительные работы назначаются лишь лицам, которые не имеют постоянного места работы, т.е. по существу безработным. Места работы лицам, осужденным к исправительным работам, определяют органы местного самоуправления по согласованию с УИИ. Причем это место работы должно находиться в районе места жительства осужденного, с тем чтобы он мог ежедневно возвращаться домой в свободное от работы время. Район места жительства нельзя отождествлять с районом административно-территориального деления. Например, для г. Москвы таким районом является вся территория Москвы, а не конкретный административный округ.

3. Комментируемая статья устанавливает, что осужденные к исправительным работам направляются к месту отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). В указанный срок УИИ должна поставить осужденного на учет.

Основанием для постановки осужденного на учет является копия приговора (определения, постановления) суда, распоряжение об исполнении приговора и справка о его вступлении в законную силу, а также копия предписания ГИЦ МВД России о помиловании осужденного указом Президента РФ. В случаях изменения приговора в установленном законом порядке к копии приговора суда приобщаются:

копия определения (постановления) кассационной или надзорной инстанции - при изменении приговора;

копия определения суда - при замене неотбытого срока лишения свободы исправительными работами;

копия предписания - при замене лишения свободы исправительными работами в порядке помилования.

В случае обнаружения в копии приговора (определения, постановления) суда неясностей, затрагивающих суть приговора в части правильности применения наказания либо мер уголовной ответственности и препятствующих его исполнению, УИИ в трехдневный срок вносит в соответствующий суд представление об их устранении в установленном законом порядке, к которому прилагаются поступившие из суда материалы.

При обнаружении в копии приговора (определения, постановления) ошибок и неясностей, не препятствующих его исполнению, УИИ направляет в суд представление о необходимости внесения соответствующих изменений либо приведения формулировок в точное соответствие с законом, не приостанавливая исполнение приговора.

При получении на лицо, состоящее на учете, в связи с его осуждением за новое преступление копии приговора, в котором отсутствует указание о присоединении неотбытой части наказания по предыдущему приговору, УИИ вносит в суд представление для решения вопроса об окончательной мере наказания по совокупности приговоров. Исполнение первого приговора при этом не приостанавливается.

На лиц, которым неотбытый срок лишения свободы заменен исправительными работами, ИУ вместе с двумя копиями определения (постановления или предписания) направляют две копии приговора, подписку осужденного о явке в УИИ в трехдневный срок со дня прибытия, а также справку с указанием установочных данных, даты освобождения, родственных и других близких связей осужденного.

В день поступления в УИИ копия приговора (определения, постановления, предписания) регистрируется в журнале учета осужденных к исправительным работам, на каждого из них заводится личное дело и учетная карточка. В таком же порядке регистрируются личные дела, поступившие на осужденных, изменивших место жительства и работы, из других УИИ. В суд, вынесший приговор (определение, постановление), а также в ИУ, из которого освобожден осужденный, УИИ высылает извещение о принятии к исполнению.

О постановке осужденного на учет УИИ направляет сообщение начальнику горрайоргана внутренних дел для контроля за его поведением и проведения с ним воспитательной работы по месту жительства, соблюдением установленных обязанностей и запретов и проведения профилактических мероприятий. К тому же в соответствии с п. 18 ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. 1026-1 "О милиции" милиция обязана участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

В отношении несовершеннолетних информируются также подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые на основании Федерального закона от 21 мая 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями.

О постановке на учет осужденного призывного возраста уведомляется горрайвоенкомат, на воинском учете которого он состоит.

Оформив в установленном порядке документы на осужденного, УИИ направляет его в орган местного самоуправления для трудоустройства, согласовывает с ним место работы, направляет в адрес организации копию приговора суда (определения, постановления, предписания) и извещение, в котором указываются сведения об осужденном и обязанности администрации, в том числе и о размере удержаний из заработной платы осужденного.

Если место жительства осужденного расположено на территории, обслуживаемой одной УИИ, а место работы - на территории другой УИИ, то в случае необходимости проведения воспитательных мероприятий по месту жительства осужденного УИИ, на учете которой он состоит, может дать соответствующее поручение УИИ по месту жительства.

Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное к исправительным работам, исполняют УИИ по месту жительства осужденных.

4. После постановки на учет осужденный вызывается в УИИ для проведения первоначальной беседы, в процессе которой ему разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. По окончании беседы у осужденного отбирается подписка-обязательство.

5. УИИ контролирует соблюдение условий отбывания исправительных работ осужденными и исполнение приговора организациями, в которых они работают. В этих целях сотрудники УИИ должны тесно контактировать с администрацией и трудовыми коллективами по месту работы осужденных. Это может осуществляться в форме: проведения занятий по разъяснению обязанностей руководителей организаций, кадровых и бухгалтерских аппаратов, прав и обязанностей осужденных; разработки соответствующих памяток для работников организаций; посещения сотрудниками УИИ организаций, в том числе рабочих мест осужденных; проведения с ними и их наставниками бесед; проверки организации воспитательной работы с осужденными и контроля за ними на производстве, а также правильности удержаний из заработной платы осужденных и своевременности их перечислений в установленном порядке.

6. На УИИ с участием сотрудников милиции возложена обязанность проведения воспитательной работы с осужденными. Формы и методы проведения такой работы с лицами, отбывающими наказание в виде исправительных работ, законодательно не определены. Здесь могут быть использованы как общие положения УИК, относящиеся к организации проведения подобной работы с другими категориями осужденных, так и накопленный за годы деятельности УИИ опыт. В целях получения обстоятельной информации об осужденном УИИ запрашивают характеристики с места его бывшей работы и жительства, проводят беседы с родственниками, соседями и иными лицами. Ценную информацию могут дать работники милиции.

Осужденному необходимо разъяснить смысл и содержание правовых норм, при этом следует стремиться к преодолению в его сознании преувеличения о возможных трудностях, подсказать правомерные средства разрешения семейно-бытовых конфликтов, пути выхода из неблагоприятных ситуаций.

Практика показывает, что более половины повторных преступлений совершается в течение первых шести месяцев пребывания осужденных на учете УИИ, причем многие из этих преступлений являются однотипными по составу. Именно поэтому в данный период многие осужденные нуждаются в пристальном внимании и воспитательном воздействии.

Важным и действенным приемом воспитательного воздействия на осужденных является присутствие нарушителей на заседаниях судов по вопросам о замене исправительных работ лишением свободы либо об условно-досрочном освобождении. Практикуется также проведение профилактической беседы судьей или прокурором с осужденным, в ходе которой он предупреждается об ответственности за невыполнение требований законодательства.

В проведении воспитательной работы УИИ должны оказывать содействие администрация организаций и трудовой коллектив, а также работники милиции. Трудовым коллективам принадлежит приоритетная роль в трудовом воспитании, привитии осужденному навыков соблюдения трудовой дисциплины и чувства ответственности за результаты работы.

К деятельности по исправлению осужденных необходимо привлекать общественные объединения. Ими являются советы трудовых коллективов, профсоюзные организации, шефские формирования трудовых коллективов, которые могут проводить правовую пропаганду среди населения, выполнять задачи по организации индивидуального шефства над осужденными. В ряде регионов страны начинает возрождаться институт общественных инспекторов УИИ.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 12 УИК в оказании осужденным психологической помощи на начальном и последующем этапах отбывания наказания большую роль могут сыграть психологические службы территориальных органов УИС.

7. Контроль УИИ за поведением осужденных предполагает проверку образа жизни и поведения осужденных в общественных местах, по месту жительства и работы, проведение профилактических бесед с осужденными, родственниками и другими лицами.

8. В отношении осужденного, не являющегося по вызову или на регистрацию, УИИ принимает решение о его принудительном приводе, готовит и направляет в горрайорган внутренних дел соответствующее постановление для исполнения. Право вынесения постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в УИИ, предусмотрено подп. "г" п. 8 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729.

9. УИИ осуществляет первоначальные мероприятия по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно. В этих целях проводится опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны связи и сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, которые могут способствовать розыску. Сведения об осужденном устанавливаются также через организацию, в которой он работал, военный комиссариат, адресно-справочное бюро, по домовой книге. Осуществляются проверки по учетам органов внутренних дел в целях выявления скрывшегося осужденного среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, по учетам медицинских учреждений, моргов, бюро несчастных случаев; в органы внутренних дел других регионов направляются запросы для установления местонахождения разыскиваемого по месту жительства его родственников или знакомых.

В случае недостижения результатов УИИ готовит и направляет в службу криминальной милиции органа внутренних дел материалы об осужденном, полученные в ходе первоначальной проверки, для объявления его в розыск и заведения розыскного дела.

Комментарии и консультации юристов по ст 39 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 39 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.