Статья 4. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний

Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

Комментарий к статье 4 УИК РФ

В целом ряде случаев положения уголовно-исполнительного закона требуют своего развития, детализации, определения механизма реализации. Кроме того, отдельные вопросы, связанные с исполнением наказания, должны решаться достаточно оперативно с учетом изменения условий в стране, изменения возможностей государства. Сделать это достаточно быстро на уровне закона невозможно, исходя из процедуры принятия федеральных законов. В связи с этим в УИК РФ включена норма, позволяющая федеральным органам исполнительной власти принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

Вместе с тем законом установлены определенные гарантии того, что принятие таких актов не скажется отрицательно на правах и законных интересах осужденных и иных лиц. Такой гарантией является обязательность регистрации в Минюсте России нормативных правовых актов, в которых затрагиваются права, свободы, обязанности гражданина, правовой статус организаций. Данное требование распространяется на все виды указанных документов, независимо от времени их действия или конфиденциальности содержания. В Минюсте России подобного рода нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти проверяются на предмет соответствия Конституции РФ, Законам РФ, Федеральным законам, соблюдения прав граждан. Нормативные правовые акты, не соответствующие указанным позициям, не подлежат регистрации, а зарегистрированные - не могут применяться.

По вопросам исполнения наказания нормативные правовые акты вправе принимать Президент РФ, Правительство РФ, указанные в законе ведомства. При этом ведомствами могут приниматься как совместные нормативные акты (межведомственные), так и нормативные акты одного ведомства. Правомочие по принятию нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти определяется законом.

Так, Президент РФ вправе принимать Указы о помиловании (ст. 176 УИК РФ), Правительство РФ определяет порядок установления границы территорий исправительных центров, обязательного государственного социального страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы, устанавливает минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных (ст. ст. 50, 98, 99 УИК РФ) и т.д.

Минюст России определяет порядок создания изолированных участков в воспитательных колониях, порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания (ст. ст. 74, 75 УИК РФ), решает и многие другие вопросы.

Минюст России по согласованию с Минздравсоцразвития России принимает решения о создании медицинских учреждений для амбулаторного медицинского обслуживания осужденных, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ утверждает Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ст. ст. 52, 82 УИК РФ).

В отдельных случаях закон не указывает субъекта, правомочного принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний. Так, ст. 21 УИК РФ установлено, что порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц определяется нормативными правовыми актами. В таких случаях субъекты, наделенные правом принимать нормативные правовые акты, определяются исходя из положений Конституции РФ, других законов и нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, подлежат обязательному официальному опубликованию.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <1> акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после дня их подписания.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865.

Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет Государственно-правовое управление Президента РФ, актов Правительства РФ - Аппарат Правительства РФ.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Минюст России.

Другой комментарий к статье 4 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Как следует из общих основ теории права, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. При этом принимаемые органами исполнительной власти нормативные правовые акты должны строго соответствовать имеющемуся уголовно-исполнительному законодательству. Однако в ряде случаев такие акты могут быть приняты не на основании национального законодательства, а в силу действия международных договоров, соглашений или взятых на себя Россией международных обязательств. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы", согласно которому вводился мораторий на исполнение смертной казни. По этому же основанию были приняты и другие нормативные правовые акты, в том числе Президентом РФ. Так, 8 октября 1997 г. Президент РФ издал Указ N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", которым предусматривалась передача УИС в ведение Минюста России, что и было сделано впоследствии в связи с реализацией обязательств, взятых Россией при вступлении в Совет Европы. 17 сентября 1998 г. был издан Указ Президента РФ "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации", возложивший с 1 января 1999 г. функцию конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, на специальные подразделения УИС.

Правительство РФ разрабатывает и утверждает различного рода постановления, касающиеся многих вопросов исполнения уголовных наказаний, деятельности УИС, подготовки персонала и его социальной защиты. Например, Постановлением Правительства РФ от 30 октября 1998 г. N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы" на учреждения, органы, предприятия и подразделения УИС распространено действие нормативных правовых актов Правительства РФ, регулирующих деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений УИС МВД России, в части, их касающейся; Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366 регулирует порядок и условия выполнения учреждениями и органами УИС функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу; Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 123 "О дополнительных мерах по повышению социальной защищенности персонала уголовно-исполнительной системы" предусматривает поэтапный, начиная с 2001 г., перевод производственно-технического и административно-управленческого аттестованного персонала УИС на содержание за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" регламентировано, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. УИК содержит много статей, в которых прямо отсылает к подобного рода нормативным правовым актам. Прежде всего следует отметить такой акт, как Правила внутреннего распорядка ИУ (Правила внутреннего распорядка арестного дома, ИЦ, СИЗО), которые принимаются Минюстом России и в обязательном порядке согласовываются с Генеральной прокуратурой РФ. По значимости этот акт занимает второе место после УИК, детально регламентируя порядок и условия исполнения и отбывания того или иного вида наказания. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ, утверждены Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205, Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ, утверждены Приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189.

Огромный объем составляют нормативные правовые акты, издаваемые Минюстом России по основным направлениям деятельности УИС. Например, Приказом Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223 утверждено Положение об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии УИС, Приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. N 258 утверждена Инструкция об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в УИС.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока действия, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат регистрации в Минюсте России. Он осуществляет контроль за тем, чтобы данными актами не были нарушены или ущемлены права граждан, закрепленные в Конституции и иных законах РФ. Не прошедший такой регистрации нормативный правовой акт применяться не может.

Зарегистрированные в Минюсте России нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных нормативных правовых актов в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" осуществляет Минюст России.

Комментарии и консультации юристов по ст 4 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 4 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.