Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензии по исполнительным документам.

3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (часть дополнена с 6 января 2000 года Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 106-ФЗ.

5. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда (часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2007 года Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 273-ФЗ.

6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.

7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Комментарий к статье 44 УИК РФ

1. Наиболее существенными правоограничениями следует признать удержания из заработка осужденных, которые установлены в пределах от 5 до 20%. Закон специально не указывает, чем должен руководствоваться суд, назначая тот или иной конкретный процент удержаний. Нам представляется, что суды в данном случае должны руководствоваться положениями ст. 60 УК РФ и учитывать "характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи". Последнее указание имеет особенно важное значение применительно к рассматриваемому вопросу, ибо ясно, что размер удержаний из заработка осужденного ущемляет интересы не только его самого, но и всех членов его семьи.

2. Однако это правоограничение было весьма существенно ослаблено УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Часть 2 комментируемой статьи установила, что удержания производятся только из заработной платы осужденного и лишь по основному месту работы <1> (основным является то место работы, где у осужденного находится трудовая книжка). Если иметь в виду, что в настоящее время значительная часть граждан России работает по совместительству, иногда и в нескольких организациях, станет ясно, что удержания у этих лиц существенно сократились. С другой стороны, ясно, что проконтролировать работу осужденных по совместительству практически невозможно, так как их трудовая книжка находится по основному месту работы. Согласия администрации основного места работы на службу по совместительству не требуется. Осужденный всегда может оставить место работы по совместительству, если о ней даже случайно стало известно уголовно-исполнительной инспекции.

--------------------------------
<1> Заметим, что по этому пути пошли не все страны - бывшие республики СССР. Так, ст. 41 УИК Республики Беларусь указывает, что с работающих по совместительству удержания производятся по каждому месту работы.

Правда, нельзя не учитывать, что здесь возможны и злоупотребления: осужденный может сознательно занижать свой заработок по основному месту работы за счет повышения его по другим местам работы, где он числится работающим по совместительству.

Удержания по приговору производятся независимо от всех других удержаний, в том числе и по исполнительным листам. Поэтому правило, предусмотренное ст. 138 ТК РФ, согласно которому удержания не могут превышать 50% заработка, здесь не применяется. Согласно ч. 3 ст. 138 ТК ограничения, установленные этой статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%. Это означает, что осужденному и его семье остается на жизнь только 30% заработка.

Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы по основному месту работы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными системами оплаты труда и не носящих характера единовременного поощрения. Не имеют значения периодичность выплаты премий и источники финансирования. Из суммы заработка не исключаются налоги и другие платежи. Не имеют значения другие претензии к осужденному по исполнительным документам. В отличие от ранее действовавшего законодательства, если осужденный работает по совместительству на нескольких работах, удержание производится только из заработной платы по основному месту работы. Указанные в приговоре удержания производятся независимо от наличия претензий по исполнительным документам за каждый проработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении - за проработанное время.

3 - 4. Удержания не должны производиться из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат, в том числе премий, единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не являющихся заработной платой (командировочных сумм, выходного пособия, полученного при увольнении, и т.п.).

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде (рабочие сельскохозяйственных предприятий, члены некоторых кооперативов; это встречается и на других предприятиях), удержания производятся с учетом натуральной части заработной платы.

5. Закон регламентирует порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае болезни осужденного. Установлено, что пособия исчисляются из заработной платы осужденного с учетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

6. В отдельных случаях из заработка осужденного могут быть ошибочно удержаны излишние суммы. Например, в случае отмены или изменения приговора, а также при досрочном освобождении, когда уголовно-исполнительная инспекция не успевает предупредить бухгалтерию предприятия, где работает осужденный, о необходимости прекратить удержания из заработка. В этом случае излишне удержанные суммы возвращаются осужденному.

7. Назначая процент удержаний из заработка, суд исходит из материального положения осужденного и его семьи на момент вынесения приговора. Однако в процессе отбывания наказания материальное положение может ухудшиться вследствие каких-либо вновь открывшихся обстоятельств (например, болезнь кого-либо из членов семьи, стихийное бедствие - пожар, наводнение и др.). Закон считает это достаточным основанием, чтобы просить суд о снижении процента удержаний. С заявлением в суд может обратиться сам осужденный, администрация предприятия или учреждения, в котором он работает, а также уголовно-исполнительная инспекция. Разумеется, основание снижения процента удержаний должно быть документально подтверждено. В этом случае суд рассматривает заявление с участием осужденного и других лиц, которые могут пояснить что-либо по существу дела, изучает необходимые документы и выносит решение по существу.

Удержания из заработка являются существенным карательным элементом. Они затрагивают имущественную сферу прав осужденного. Это ставит вопрос о том, можно ли отнести исправительные работы к числу имущественных наказаний. Нам представляется, что на данный вопрос должен быть дан отрицательный ответ.

Ограничения имущественных прав являются важным, но не единственным карательным элементом наказания в виде исправительных работ. Более того, почти каждое наказание затрагивает эту сферу прав личности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может привести к невозможности работать по специальности и резко сократит заработок осужденного. Лишение специального звания также уменьшает денежное содержание осужденного и в ряде случаев приводит к его увольнению. Осужденный к обязательным работам выполняет их бесплатно, в то время как он мог бы это время потратить на оплачиваемую работу. С удержаниями из заработка связано и осуждение к ограничению по военной службе. Приговоренный к ограничению свободы чаще всего будет работать не по специальности, к тому же проживая вне дома; все это не может не привести к материальным потерям. Нет необходимости доказывать, что имущественные права осужденного ограничиваются и при отбывании лишения свободы. Как видим, практически все наказания связаны с ущемлением имущественных прав осужденного.

Имущественные взыскания, которые были всегда присущи рассматриваемому наказанию, дали основание некоторым авторам в 20 - 30-х годах XX века считать исправительные работы штрафом в рассрочку. На этом основании предлагалось отказаться от этого наказания. Такую точку зрения высказывали М.М. Исаев <1>, С.В. Познышев <2>, позднее - В.С. Тадевосян <3>. В последующие годы эта точка зрения поддержана не была, и ряд авторов выступили против нее в защиту сохранения исправительных работ как самостоятельной меры наказания <4>. Было указано, что "в настоящее время речь может идти лишь о дальнейшем повышении эффективности исправительных работ, о выявлении и устранении тех причин и условий, которые мешают в полной мере использовать возможности данного вида наказания в борьбе с преступностью" <5>.

--------------------------------
<1> Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927. С. 165.
<2> Познышев С.В. Учебник уголовного права. М., 1923. С. 257.
<3> Тадевосян В.С. Политика и практика применения исправительно-трудовых работ // За социалистическую законность. 1935. N 3. С. 17.
<4> Бушуев И.А. Исправительные работы. М., 1959. С. 56.
<5> Михлин А.С., Гуськов В.И., Кириллова И.А. и др. Исправительные работы и их эффективность. М., 1967. С. 25.

Предложения об отказе от исправительных работ делались и в период разработки УК РФ. Более того, в одном из опубликованных проектов УК РФ этой меры наказания не было <1>. Принятие этого предложения привело бы к существенному росту наказаний в виде лишения свободы за счет лиц, совершивших преступления небольшой тяжести. Суд фактически встал бы перед проблемой - лишение свободы, обязательные работы или штраф, ибо предусмотренные в УК РФ ограничение свободы и арест, помещенные между штрафом и лишением свободы, не применяются и вряд ли будут применяться в ближайшие годы, поскольку ни арестных домов, ни исправительных центров в уголовно-исполнительной системе нет. Не предусмотрено для этого и финансовых ассигнований. Если учесть финансовое положение многих осужденных, которые попросту не смогли бы заплатить штраф, а также незначительный карательный элемент обязательных работ, ясно, что большинство из них оказалось бы в местах лишения свободы.

--------------------------------
<1> Уголовный кодекс Российской Федерации. (Общая часть). Проект. М.: Изд. Минюста России и Государственно-правового управления Президента РФ, 1994.

Однако протесты юридической общественности были услышаны законодателем, и исправительные работы нашли свое место в УК РФ <1>.

--------------------------------
<1> Заметим, что не все государства - бывшие республики СССР сохранили исправительные работы в системе наказаний. Так, УК Кыргызской Республики отказался от такого наказания, как исправительные работы, за что подвергался критике со стороны ученых этой республики. См.: Сыдыкова Л.Ч. Теоретические проблемы системы и видов наказаний по уголовному праву Кыргызской Республики: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Алматы, 2000. С. 27.

Нельзя не отметить, что новая регламентация исправительных работ в УК РФ и УИК РФ привела к ослаблению ущемления именно имущественных прав осужденных. Изложенное показывает, что сам законодатель не считает имущественные ограничения основными карательными элементами исправительных работ. Поэтому мы приходим к выводу, что исправительные работы не могут быть отнесены к числу имущественных наказаний.

Другой комментарий к статье 44 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам.

В соответствии со ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам ежемесячно производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Началом производства удержаний из заработной платы осужденного считается день начала срока отбывания наказания.

Сотрудники УИИ ежемесячно проверяют по учетным карточкам осужденных данные организаций об удержаниях, правильность и своевременность их исчисления и перечисления в доход государства. При обнаружении нарушений УИИ направляют соответствующую информацию администрации организаций или в орган службы занятости для принятия мер к устранению недостатков. Кроме того, такие проверки осуществляются сотрудниками УИИ не реже одного раза в год непосредственно по месту работы осужденных и ежеквартально по месту регистрации в качестве безработных. О результатах проверок составляются акты, в которых отражаются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Акты составляются в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй, с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом, хранится в УИИ и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков.

2. В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособии по безработице) и произведенных удержаниях УИИ сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.

Удержания производятся по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении - за проработанную часть месяца. С лиц, призванных на военно-учебные сборы в период отбывания наказания, удержания также производятся из заработной платы, выплачиваемой им по основному месту работы.

Удержания производятся из общей суммы заработной платы осужденного с учетом всех видов дополнительных выплат без исключения налогов и других платежей, а также независимо от наличия к осужденному претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством общий размер удержаний по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 50%. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия по безработице.

Учитывая, что осужденные могут работать в организациях любых форм собственности, предусмотрены особенности производства удержаний из различного вида доходов осужденных.

3. В целях правильного определения размера заработка осужденного окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о его доходе за истекший период.

Удержания из заработка, выражающегося как в денежной, так и натуральной форме, производятся в пропорциональном отчислении из обеих его частей. При этом натуральный объем дохода остается в организации, а его стоимость по государственным закупочным или рыночным ценам перечисляется в доход государства. Удержания из натуральной части заработка производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

С лиц, работающих в организациях, где предусмотрена оплата труда по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания какого-либо вида работ), удержания производятся по мере начисления заработка.

Сумма ежемесячных удержаний с осужденных, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров рассчитывается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в декларациях этих лиц. Окончательный расчет осуществляется по итогам года в соответствии с размерами полученной прибыли. Сведения о предполагаемых доходах и полученной прибыли запрашиваются УИИ в налоговых органах по месту жительства осужденного и приобщаются к личному делу.

При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организаций, при окончательном расчете и выплате заработной платы за сезонные работы, получении доходов в результате индивидуальной трудовой деятельности удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально времени, в течение которого осужденный отбывал исправительные работы.

4. Удержания не производятся из: пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и страхования; выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск); заработка, начисляемого за дни, проработанные сверх графика работы; выходного пособия, сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу и направлением в другие местности, а также за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду, спецобувь; иных компенсационных выплат и заработка, начисленного за работу не по основному месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденному исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

Удержанные суммы ежемесячно, а в ряде случаев с иной периодичностью, в день выдачи заработной платы осужденным перечисляются организациями через банковские учреждения в доход государства по платежным поручениям.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора.

5. УИИ, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, в случае ухудшения материального положения осужденного вправе обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом в суд направляются документы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

6. К работе по контролю за правильным производством удержаний УИИ вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Это может осуществляться путем проведения совместных проверок организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам, и обмена информацией о реальных доходах осужденных.

В настоящее время в условиях нестабильной деятельности организаций снизилась их платежеспособность, что приводит к образованию задолженности по удержаниям из заработной платы осужденных. На практике УИИ используют разные формы взысканий. В ряде мест дебиторская задолженность взыскивается продукцией и товарами народного потребления, как выпускаемыми организациями-должниками, так и полученными ими по бартеру (зерно, мука, уголь, мясо, строительные материалы, холодильники), которые используются для нужд ИУ. Практикуется взыскание задолженности путем взаимозачетов, когда организации представляют УИИ прайс-листы с перечнем производимой продукции, а сотрудники УИИ совместно с отделом маркетинга или хозяйственным отделом управления исполнения наказаний по области (краю) составляют трехстороннее соглашение (ФСИН, организация, УИИ) на проведение взаимозачета. Полученная от организации продукция сдается на базу (склад) и используется ИУ.

Во многих регионах вопросы ликвидации задолженности решаются через органы прокуратуры и арбитражные суды. На основании сведений о суммах задолженности организаций территориальные органы УИС направляют в адрес администрации организации письма с предупреждением о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ и необходимости погашения задолженности, копии которых высылаются в прокуратуру.

В случае неперечисления долгов по удержаниям от исправительных работ в арбитражный суд направляется исковое заявление от имени юридического лица (территориального органа УИС) в трех экземплярах (для арбитражного суда, ответчика и истца). К нему прилагаются копии акта проверки организации, претензионного письма о погашении задолженности, справка об удержанных суммах и сроке задолженности, сведения об отработанном осужденными времени, копии приговоров (определений, постановлений), расчет банковской ставки за период неперечисления удержанных сумм, включая день направления материала в арбитражный суд. После получения исполнительного листа территориальный орган УИС направляет в банковское учреждение, осуществляющее банковское обслуживание должника, инкассовое поручение о снятии денежных средств со счета должника и зачислении их на расчетный счет службы исполнения наказаний субъекта РФ с приложением подлинного экземпляра исполнительного листа арбитражного суда. При отсутствии денег на счете дебитора банк делает соответствующую отметку на исполнительном листе, заверяет гербовой печатью и возвращает юридическому лицу, которое, в свою очередь, направляет в службу судебных приставов письмо об обращении взыскания на имущество должника (с приложением исполнительного листа с отметками банка о его частичном исполнении или неисполнении) для взыскания задолженности в принудительном порядке.

Комментарии и консультации юристов по ст 44 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 44 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.