Статья 77. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию

(наименование дополнено с 18 марта 1999 года Федеральным законом от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

1. В исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (часть в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2006 года Федеральным законом от 3 апреля 2006 года N 46-ФЗ.

2. Осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме.

3. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

4. Часть исключена с 18 марта 1999 года - Федеральный закон от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

5. Часть исключена с 18 марта 1999 года - Федеральный закон от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

6. Часть исключена с 18 марта 1999 года - Федеральный закон от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

7. Часть исключена с 18 марта 1999 года - Федеральный закон от 16 марта 1999 года N 49-ФЗ.

Комментарий к статье 77 УИК РФ

1. Возможность оставления осужденных в следственном изоляторе или в тюрьме для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий.

Прежде всего обращается внимание на данные, характеризующие личность осужденного и степень общественной опасности совершенного им деяния. К числу этих данных закон относит: а) осуждение к лишению свободы впервые; б) срок назначенного наказания, который не должен превышать пяти лет; в) вид исправительного учреждения - исправительная колония общего режима. Наличие перечисленных обстоятельств в определенной мере свидетельствует о том, что осужденный не представляет особой общественной опасности и не повлияет негативно на оперативную обстановку в следственном изоляторе или в тюрьме.

Вторым условием оставления осужденного в следственном изоляторе или в тюрьме является наличие его согласия, которое должно быть выражено в письменной форме. Необходимость согласия осужденного обусловлена тем, что отбывание наказания в следственном изоляторе или в тюрьме связано с наличием специфических условий этих учреждений, которые существенно отличаются от условий, существующих в исправительных колониях общего режима. Поэтому оставление осужденного без его согласия являлось бы нарушением его прав и законных интересов. В случае если осужденный, дав согласие на оставление в следственном изоляторе или тюрьме, в дальнейшем меняет свое решение и обращается с просьбой направить его для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, администрация учреждения обязана удовлетворить такую просьбу.

Третье условие оставления осужденного в следственном изоляторе или тюрьме - необходимость в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Привлечение осужденных к этой деятельности вызвано невозможностью возложения работ по хозяйственному обслуживанию на содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указанный контингент лиц содержится под стражей, как правило, в пределах двух месяцев. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду может осуществляться только с их согласия и в пределах учреждения. Все это затрудняет возможность использования подозреваемых и обвиняемых на хозяйственных работах. Привлечение к этим работам лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, также нецелесообразно. Во-первых, в тюрьмах содержатся лица, представляющие значительную общественную опасность: осужденные за особо тяжкие преступления и переведенные из исправительных колоний за нарушение порядка отбывания наказания. Во-вторых, их трудоиспользование также возможно только в пределах учреждения.

Четвертым условием, хотя и прямо не указанным в законе, но вытекающим из его содержания, является тот факт, что до вступления приговора в законную силу осужденный находился именно в том следственном изоляторе, в котором остается для отбывания наказания.

Необходимо отметить, что оставление осужденных на работах в следственных изоляторах во многом обусловлено тем обстоятельством, что эти работы не престижны, малооплачиваемы (приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещений, их ремонт и т.п.) и поэтому найти для выполнения этих работ иных лиц весьма затруднительно. Поэтому хотя в законе и говорится об исключительности случаев оставления осужденных в следственных изоляторах или тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тем не менее данная практика распространена повсеместно.

Характер поведения осужденного в период пребывания в изоляторе законом непосредственно не соотносится с возможностью его оставления, но на практике администрация следственных изоляторов и тюрем оставляет только положительно зарекомендовавших себя осужденных. Нецелесообразным считается на практике и оставление в следственном изоляторе или в тюрьме тех осужденных, которым наряду с наказанием назначены принудительные меры медицинского характера.

2. Решение об оставлении осужденного для отбывания наказания в следственном изоляторе или в тюрьме принимается начальником соответствующего учреждения. Указанное решение оформляется приказом, один экземпляр которого приобщается к личному делу осужденного.

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы <1> установлен запрет на привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры. Этот же запрет распространяется и на осужденных.

--------------------------------
<1> Утверждены Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 // БНА. 2005. N 46.

3. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц. Такое размещение ограничивает возможности общения, передачи информации, каких-либо предметов подозреваемым, обвиняемым, отбывающим наказание в тюрьмах. Размещение по камерам осуществляется на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утверждаемого начальником учреждения.

Порядок и условия отбывания лишения свободы в следственных изоляторах или тюрьмах определяются ст. ст. 120, 121 УИК РФ, устанавливающими их для исправительных колоний общего режима. Учитывая условия отбывания наказания в следственных изоляторах и тюрьмах, законом специально устанавливается, что осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа. Прогулка проводится преимущественно в светлое время суток по соответствующему графику. Для этого на территории учреждения имеются прогулочные дворы, которые оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером).

Другой комментарий к статье 77 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Осужденный к лишению свободы, в отношении которого приговор вступил в силу, по общему правилу отбывает наказание в ИУ соответствующего вида режима. Вместе с тем в ряде случаев возможно оставление осужденного в СИЗО или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, несмотря на то что суд определил ему в приговоре отбывание наказания в ИК.

Связано это, как правило, с тем, что на данную работу (приготовление и раздача пищи, ремонт помещений и т.п.) трудно подобрать вольнонаемных работников, а также с нецелесообразностью этапирования осужденного из-за малого срока наказания.

2. Осужденные, оставляемые в СИЗО или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию данных учреждений, должны не только обладать профессиональными навыками, но и соответствовать определенным правовым критериям. Так, для этих работ оставляются лишь лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, с отбыванием наказания в ИК общего режима. Федеральный закон от 3 апреля 2006 г. N 46-ФЗ существенно расширил круг лиц, которые могут быть оставлены для хозяйственного обслуживания указанных учреждений, тем самым ориентируя администрацию на то, чтобы при принятии соответствующего решения учитывались личностные характеристики осужденных.

3. Комментируемая статья регламентирует также процедурные правила, связанные с порядком оставления осужденного для хозяйственного обслуживания СИЗО и тюрем. Прежде всего для этого требуется согласие в письменной форме самого осужденного. Данное положение не только имеет формальное значение для оставления осужденного в СИЗО или тюрьме, но и является определенной гарантией соблюдения его прав. Так, если этот осужденный в дальнейшем подаст обратное заявление о переводе его для отбывания наказания в ИК, администрация СИЗО или тюрьмы обязана будет удовлетворить его требование (за исключением лиц, осужденных на срок менее шести месяцев).

4. Юридическим документом, в соответствии с которым осужденный оставляется для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, является приказ начальника СИЗО или тюрьмы. Один из экземпляров этого документа приобщается к личному делу осужденного.

5. Осужденных, оставленных в СИЗО или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержат на условиях, предусмотренных для лиц, отбывающих наказание в ИК общего режима. Закон также специально указывает, что эта категория осужденных содержится отдельно от иных лиц в незапираемых общих камерах; они пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

Комментарии и консультации юристов по ст 77 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 77 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.