Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях

1. В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий (часть в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2006 года Федеральным законом от 3 апреля 2006 года N 46-ФЗ.

2. В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88-97 настоящего Кодекса, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.

3. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой настоящей статьи (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 ноября 2008 года Федеральным законом от 8 ноября 2008 года N 194-ФЗ.

4. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, предусмотренные частью второй настоящей статьи, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Комментарий к статье 85 УИК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи исчерпывающим образом определены правовые основания введения в исправительном учреждении режима особых условий. Такими основаниями являются: стихийное бедствие; введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения; массовые беспорядки в исправительном учреждении; групповые неповиновения осужденных в исправительном учреждении.

Стихийное бедствие представляет собой явления природного характера (землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т.п.), ставящие исправительное учреждение в экстремальные условия.

Чрезвычайное, особое или военное положение в соответствии с нормами действующего законодательства объявляется Президентом РФ по согласованию с Федеральным Собранием РФ.

Групповые неповиновения осужденных характеризуются, как правило, пассивной формой поведения (отказы от приема пищи, выхода из помещений, развода на работу и тому подобные действия). В этом случае осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности.

Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. Внешне такие действия обычно носят стихийный характер и обусловлены недовольством существующими порядками, сопровождаются требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и т.п. Практика, однако, показывает, что беспорядки в некоторых случаях негласно организуются осужденными из числа криминальных лидеров в целях дестабилизации обстановки в исправительных учреждениях.

Следует также учитывать, что осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения. Поэтому обоснованность их требований, если они связаны с совершением вышеупомянутых действий, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет.

2. Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего это проявляется в переводе исправительного учреждения на усиленный вариант охраны и надзора. Устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты исправительного учреждения и прилегающих к ним территорий. Может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных, медико-санитарных и иных служб, приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст. ст. 88 - 97 УИК РФ (приобретение продуктов питания, предоставление свиданий, получение посылок, передач, переписка, выезды за пределы исправительного учреждения и др.).

3 - 4. Режим особых условий, как указано в ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи, устанавливается определенными лицами и на ограниченное время. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Такими должностными лицами выступают: министр юстиции РФ, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником исправительного учреждения режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток, при необходимости он может быть продлен на тот же срок.

Другой комментарий к статье 85 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья в отличие от ранее действовавшего законодательства содержит больше оснований для введения в ИУ режима особых условий. Кроме массовых беспорядков, УИК называет дополнительно стихийные бедствия, введение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, а также групповые неповиновения осужденных. Все эти обстоятельства в любом виде могут послужить основанием для принятия решения о введении режима особых условий.

Стихийное бедствие представляет собой явление природного характера (землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т.п.), ставящее ИУ в экстремальное состояние. Чрезвычайное или военное положение объявляется соответствующим субъектом исполнительной власти, на основании чего расположенное в данном районе ИУ автоматически переводится на режим особых условий. Массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных наиболее часто по сравнению с другими основаниями влекут принятие решения о введении режима особых условий. В этом случае, если не принять необходимых мер по их ликвидации, могут наступить тяжелые последствия (разгром ИУ в целом или отдельных его частей, причинение вреда жизни и здоровью осужденных, персоналу и иным лицам).

2. Групповые неповиновения осужденных характеризуются, как правило, пассивной формой поведения (отказы от приема пищи, невыход из помещений, на работу и т.п.), когда осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности. Близки к групповым неповиновениям групповые хулиганские действия, проявляющиеся активно и в ряде случаев связанные с насилием над личностью осужденных, но они обусловлены все же хулиганскими мотивами, а не стремлением противодействовать администрации ИУ. К тому же обычно групповые хулиганские действия носят локальный характер.

Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала. Мотивы подобных действий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и другими аналогичными по своей мотивационной окраске требованиями. Обоснованность требований осужденных, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.

3. Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст. ст. 88 - 97 УИК (приобретение продуктов питания, предоставление свиданий и выездов, получение посылок и передач, переписка и др.). Режим особых условий в обязательном порядке предусматривает перевод ИУ на усиленный режим охраны и надзора, который достигается за счет уплотнения графика работы персонала и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т.п. При режиме особых условий устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты ИУ и прилегающие к ним территории. Наконец, в самом ИУ может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, которые, наоборот, могут расширить сферу и время своей деятельности. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого персонала.

4. Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Такими должностными лицами выступают руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости он может быть продлен на тот же срок.

Комментарии и консультации юристов по ст 85 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 85 УИК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.